Италия - дорога Stelviopass

Платные дороги. ПДД и штрафы. Стоимость бензина.

Панорамная дорога через перевал Стельвио

Дорога через перевал Стельвио (Passo dello Stelvio) — это высокогорная дорога на севере Италии, которая проходит недалеко от границ Австрии и Швейцарии.

Высшая точка, на которую она поднимается имеет высоту 2,757 метров. По этому показателю среди проездных европейских дорог она совсем немного уступает только французскому Col de l'Iseran (2,770 м).

По данным из различных источников дорога через перевал Стельвио входит в рейтинг Top-10 самых опасных дорог мира. А известное шоу "Top Gear" признавало её "самой лучшей дорогой для получения удовольствия от вождения", отвечающей самым взыскательным вкусам водителей.

Перевал неоднократно становился одним из этапов знаменитой многодневной велогонки Джиро д’Италия. Каждый год в конце августа проезд через перевал закрывается для автотранспорта на один день, когда около 8,000 велосипедистов штурмуют Passo dello Stelvio.

    Краткая характеристика

    Расположение Италия
    Статус открыта с июня по октябрь
    Регион Ломбардия, Трентино — Альто-Адидже
    Участок Bormio (I) - Prato Allo Stelvio (I)
    Дорога SS38
    Максимальная высота 2,757 м
    Протяжённость участка 44 км
    Максимальный уклон 14%
    Оплата нет
    Трейлер запрещены

    Проезд по дороге может быть закрыт в любое время на неопределённый срок в связи с погодными условиями.

    Расположение

    Высокогорная дорога через перевал Стельвио является частью SS38 региональной итальянской дороги и находится в восточных Альпах (Google Maps, Google Earth).

    Расстояние от Милана составляет около 180 км, от Больцано — 80 км, от Инсбрука — 170 км, от Вадуца — 150 км.

    Расположение Stelviopass

    Дорога выполняет функции утилитарного назначения, соединяя долину Вальтеллина на севере Ломбардии и долину Валь Веноста в Южном Тироле. При подъезде к самому перевалу дорога проходит всего в 200 метрах от швейцарской границы.

    Как добраться до перевала Стельвио

    Из Милана (Италия):

    Выезжаете на региональную дорогу SS36 в через Монцу двигаетесь до Лекко (42 км).

    Затем продолжаете движение по SS36 вдоль восточного берега озера Комо до пересечения с региональной дорогой SS38 (40 км).

    После этого едете по дороге SS38 примерно 100 км до Бормио, после проезда которого и начинается дорога на перевал Стельвио (около 20 км).

    Общее расстояние — 185 км, время в пути — 2.5 часа.

    Из Больцано (Италия):

    Сразу выезжаете на региональную дорогу SS38 и следуете по ней в сторону Мерано до Prato Allo Stelvio (80 км).

    После Prato Allo Stelvio начинается дорога на перевал Стельвио (примерно 25 км).

    Общее расстояние — 80 км, время в пути — 1 час 15 минут.

    Из Санта-Мария-Валь-Мюстаир (Швейцария):

    Из Санта-Марии дорога проходит через перевал Umbrailpass, через швейцарскую таможню и попадает на SS38 всего в 3 км от перевала Стельвио.

    Учитывая, что эта дорога проходит на значительной высоте возможно наличие снега даже в летний период.

    Общее расстояние — 16 км, время в пути — 30 минут.

    Дорога

    Немного истории

    Оригинальная дорога была построена в 1820-25 годах Австрийской империей для того, чтобы связать бывшую австрийскую провинцию Ломбардию с остальной Австрией. Руководителем проекта был итальянский инженер Карло Донегани (1775-1845).

    Из-за суровых погодных и экологических условий строительство дороги сопровождалось большим количеством жертв среди работников, занятых в работах. В активные периоды количество людей, занятых в строительстве дороги, достигало 2500. На полное завершение работ ушло 63 месяца. Перед въездом в первый тоннель, рядом с Баньи Векки, установлена мемориальная доска в память о всех тех, кто умер во время строительства.

    С тех пор дорога претерпела незначительные изменения. Она насчитывает 75 крутых поворотов, из которых 48 находятся на северной стороне (в направлении Prato Allo Stelvio). Большинство их них пронумерованы камнями, бросая вызов мастерству автолюбителей.

    История Passo dello Stelvio

    До окончания Первой мировой войны дорога фактически выполняла роль границы между Австро-Венгерской империей и Итальянским королевством. У Швейцарии был свой форпост и отель (который был разрушен) на Dreisprachenspitze (буквально, "пик трёх языков").

    Во время Первой мировой войны в этой области стороны вели ожесточённые бои с использованием артиллерийского огня, при этом часто вторгаясь на швейцарскую территорию. Тогда эти три страны заключили соглашение — не вести огонь на территории Швейцарии, которая выдавалась между Австрией (на севере) и Италией (на юге). После 1919 года, с расширением Италии, перевал потерял своё стратегическое значение.

    В настоящее время перевал Стельвио сохраняет важное значение для спортивных состязаний, когда он открывается для проезда с июня по сентябрь. Многочисленные велосипедисты и мотоциклисты борются, чтобы добраться до самой высокой точки в Восточных Альпах.

    Велоспорт Passo dello Stelvio

    Стоимость проезда

    Дорога является бесплатной для проезда всех видов транспорта.

    Время работы

    Дорога открыта для проезда с июня по октябрь. Точные данные открытия и закрытия дороги определяются исходя из погодных условий.

    Также дорога может закрываться в летнее время при возникновении каких-либо событий, влияющих на безопасность движения транспорта (оползни, обвалы и т.д.).

    Web-камера на перевале Стельвио

    Изображение с web-камеры, установленной в самой высокой точке перевала Стельвио на высоте 2,760 м (камера направлена в сторону Trafoi):

    Изображение с web-камеры Passo dello Stelvio

    Описание дороги

    Высокогорная дорога через перевал Стельвио проходит через одноимённый национальный парк Стельвио. Она имеет протяженность в 44 км, включая в себя 75 крутых поворотов (48 на северной стороне и 37 на южной), и поднимается на высоту 2,757 метров.

    Перевал Стельвио находится в провинции Бормио и проходит по границе с провинцией Больцано. С вершины перевала отходит канатная дорога, ведущая на лыжные склоны Livrio - летний рай для лыжников, которые могут кататься на лыжах даже летом.

    В летнее время сотни велосипедистов имеют возможность штурмовать перевал с трёх сторон - Бормио, Трафои и Санта Мария.

    Дорога через перевал Стельвио закрыта для проезда в зимние месяцы с ноября по май.

    1. Бормио (1,468 м) - южный въезд на дорогу Stelviopass.

    2. Бар "National Park" (2,045 м) — вид в сторону Бормио.

    3. Case Cantoniere (2,317 м) — четыре дома, которые были построены во время строительства дороги в девятнадцатом веке.

    4. Военный мемориал Стельвио — посвящен событиям I Мировой войны.

    5. поворот на Umbrailpass (2,490 м) — поворот к швейцарской границе на дорогу к Santa Maria Val Müstair.

    6. Перевал Stelvio (2,757 м) — высшая точка перевала.

    7. Trafoi (1,570 м) — здесь находится музей национального парка Стельвио и центр "Природа Трафои" с выставкой, посвящённой теме "Жизнь на границе".

    8. Gomagoi (1,271 м) — форт, построенный в 1859 году для защиты границы Австрийской империи.

    На видео ниже можно посмотреть участок дороги от Бормио до вершины перевала Stelviopass (вы можете посмотреть другие ролики на нашем канале на YouTube).

    Вдоль дороги имеются специальные площадки для отдыха. С них открываются замечательные виды на окружающие горы.

    GPX трек Stelviopass (55 Кб).

    Достопримечательности

    Стельвио является одним из самых живописных перевалов в Альпах с очень крутыми поворотами, которые нависают один над другим. Дорога в хорошем состоянии, а её ширина вполне достаточна для разъезда 2 автомобилей (за исключением нескольких тоннелей).

    Case Cantoniere

    По дороге к вершине перевала со стороны Бормио находятся четыре дома, которые были построены во время строительства дороги в девятнадцатом веке.

    Le Case Cantoniere

    Они были открыты круглый год и обеспечивали еду и дрова для отопления, являясь своего рода гостиницей для туристов, в которой они могли найти приют на своем пути.

    Рядом с одним из домов есть мемориал, посвящённый павшим в Первой мировой войне.

    Перевал Стельвио

    Ледник Стельвио, который достигает высоты 3,450 м над уровнем моря, предлагает возможность катания на лыжах с мая по ноябрь. Это самый большой ледник в Европе и на его вершине находится лыжный центр летней подготовки многочисленных национальных лыжных команд.

    На вершине перевала Стельвио

    Рядом с парковкой находится тропинка, которая приведёт вас наверх к гостинице Rifugio Garibaldi.

    Отель Rifugio Garibaldi

    Она находится на вершине горы Dreisprachenspitze (Piz da las Trais Linguas) на высоте 2,845 м и оттуда начинается пешеходный маршрут в сторону Швейцарии.

    Форт Gomagoi

    Форт Gomagoi находится в 18 км от вершины перевала Стельвио, если ехать в направлении Prato Allo Stelvio. Это австрийский форт, построенный в 1859 году для защиты границы Австрийской империи.

    Форт Gomagoi

    Форт принадлежал к общей системе австрийских укреплений на итальянской границе.

    Впечатления от дороги

    Если ехать со стороны Бормио, то до вершины дорога имеет меньший уклон (до 10%), чем с другой стороны перевала. Но по пути вам встретятся несколько тоннелей, ширина которых не позволит разъехаться двум автомобилям.

    Перед въездом в такие тоннели лучше подать звуковой сигнал, а также прислушаться - не подал ли его кто-то едущий с противоположной стороны :)

    В противном случае кому-то придётся сдавать назад. Иногда в летнее время по выходным из-за этого могут образовываться небольшие "пробки".

    На вершине по левой стороне расположены небольшие магазинчики, в которых имеется разнообразная сувенирная продукция, а также киоски, предлагающие традиционную для этих мест сосиску с квашеной капустой. Также можно забраться на Dreisprachenspitze (вершина трёх языков) - оттуда открывается великолепный вид на перевал.

    Не забудьте прихватить с собой тёплые вещи. Несмотря на то, что внизу (в Бормио) было больше +20°, то наверху всего +3°.

    Спуск с вершины в направлении Prato Allo Stelvio имеет больший уклон (до 14%) и сопровождается очень крутыми поворотами ("шпильками"), которых на этой стороне насчитывается 48 штук.

    Здесь начинаешь понимать, почему эта дорога попала в рейтинг самых опасных дорог мира. Хотя, на наш взгляд, это больше относится к плохим погодным условиям. В летнее время в ясную солнечную погоду главная опасность состоит в желании подъехать поближе к краю и посмотреть вниз, как с балкона, на проезжающие там другие машины 

    На видео ниже можно посмотреть участок дороги от вершины перевала Stelvio до Prato Allo Stelvio (вы можете посмотреть другие ролики на нашем канале на YouTube).

    Если вы любите горные дороги, то перевал Stelviopass обязателен к посещению. Вы получите не меньшее удовольствие, чем от посещения Großglockner High Alpine Road.

    Но у Stelviopass есть одно преимущество - в отличии от Großglockner, проезд здесь бесплатный.

    Вы можете остановиться и на самом перевале, но если вы предпочитаете более спокойное место, то можем порекомендовать отель в 30 минутах езды - отель Plagoett. Отель находится на склоне горы, с которой открывается отличный вид на озеро внизу, а с балкона видна вершина Стельвио.

    В заключении несколько фотографий:

    Первый тоннель после выезда из Бормио Ещё один тоннель Впереди подъём наверх Смотровая площадка у кафе Вид сверху на южный участок дороги Высшая точка перевала Стельвио Вид сверху на северный участок дороги Взгляд в сторону Швейцарии Вперёд вниз! В середине спуска с перевала Впереди слепой поворот :) Вид на Стельвио из отеля Plagoett